Четверг, 23 сентября, 2021

Здоровье

Ничего ты не знаешь, Джон Сноу. Психологи рассказали, как вымышленные персонажи влияют на мозг человека

Ничего ты не знаешь, Джон Сноу. Психологи рассказали, как вымышленные персонажи влияют на мозг человека 25 марта, 11:52 Цей матеріал також доступний українською

Ученые на примере «Игры престолов» объяснили, как работает мозг фанатов (Фото: Википедия)

Автор: Антон Ходоренко

Ученые из США показали, какие процессы происходят в мозге человека, когда он во время чтения книги или просмотра фильма представляет себя вымышленным персонажем.

Оказывается, когда вы сильно отождествляетесь с вымышленным персонажем, вы активируете ту же область мозга, которую используете, чтобы думать о себе и о своих близких, сообщают исследователи.

«Люди действительно усваивают этот опыт и опираются на него, как если бы они сами пережили этот опыт. Они используют тот же нейронный механизм, с помощью которого они получают доступ к автобиографической информации», — сказал ведущий исследователь Тимоти Брум, докторант психологии в Университете штата Огайо.

Для этого исследования Брум и его коллеги отсканировали мозги 19 людей, которые назвали себя фанатами «Игры престолов», в то время как они думали о себе, девяти своих друзьях и девяти персонажах из сериала HBO.

По словам Брума, исследовательская группа занималась изучением феномена, называемого «идентификация черт».

«Это то место, где вы действительно погружаетесь в историю и повествование, но дело не только в том, что вы погружаетесь в нее. Вы погружаетесь именно в психологическую перспективу персонажа или персонажей в истории», — сказал Брум.

«Вы склонны думать то, о чем думает персонаж. Вы чувствуете то, что они чувствуют. Вы действительно хотите, чтобы они достигли цели, которую они пытаются достичь. Это действительно в некотором смысле почти так, как если бы вы становились персонажем. Вы действительно погружаетесь в их точку зрения».

Исследователи сканировали часть мозга, называемую вентральной медиальной префронтальной корой, или vMPFC, которая тесно связана с саморефлексией.

«Если у вас есть задача, в которой вы думаете о себе или о других людях, эта область мозга надежно проявляется в исследовании за исследованием», — сказал Брум.

В целом участники исследования показали большую реакцию в этой области мозга, когда думали о себе, чем когда они думали либо о друзьях, либо о вымышленных персонажах телешоу.

Но некоторые участники были лучше других в своей способности идентифицировать себя с вымышленными персонажами, и активность в регионе vMPFC была особенно активной для тех людей, когда они оценивали персонажа «Игры престолов», которым они больше всего восхищались или к которому они чувствовали себя ближе всего, говорят исследователи.

«Они действительно усваивают опыт этих персонажей, потому что они воспринимают историю с этой точки зрения», — сказал Брум.

«Эти результаты показывают, что фантастика имеет власть над взглядами, убеждениями и поведением людей», — сказала Нэнси Мрэмор, медиа-психолог и автор книги «Get Reel: Produce Your Own Life», которая не принимала участия в исследовании.

«Я призываю зрителей смотреть внимательно, чтобы они знали о своих биологических и эмоциональных реакциях на что-либо или на любого героя, которого они видят, будь то новости или криминальное шоу», — добавила Мрэмор.

Ранее НВ писал, что новое исследование показало, что мальчики, которые регулярно играют в видеоигры в возрасте 11 лет, реже сталкиваются с симптомами депрессии через три года.

Исследование ученых из США, Швеции и Австралии также показало, что у девочек, которые проводят больше времени в социальных сетях, появляются более депрессивные симптомы.

То есть, результаты показывают, как различные виды экранного времени могут положительно или отрицательно влиять на психическое здоровье молодых людей, а также могут по-разному влиять на мальчиков и девочек.

Ведущий автор, психиатр Аарон Кандола сказал: «Компьютеры позволяют нам заниматься широким спектром действий. Руководства и рекомендации относительно экранного времени должны основываться на нашем понимании того, как эти различные виды деятельности могут влиять на психическое здоровье и имеет ли это влияние значимость».