Воскресенье, 25 июля, 2021

Здоровье

Главный груз. Что нужно знать о доставке вакцины от COVID-19 в Украину

Главный груз. Что нужно знать о доставке вакцины от COVID-19 в Украину 27 декабря, 10:52 Новости компаний Цей матеріал також доступний українською

Фото: Kuehne & Nagel

Доставка вакцины от COVID-19 и связанные с этим логистические услуги сейчас являются важнейшим вопросом для правительств стран, которые хотят получить вакцину. В их числе — Украина. Рассказываем, какие основные трудности касаются перевозки вакцины, и как можно будет их преодолеть.

В конце 2020-го власти Украины договорились о получении 8 млн доз вакцины от СOVID-19 в рамках программы COVAX, которая является частью Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (GAVI) ВОЗ. Первая партия препаратов должна появиться в Украине уже весной 2021-го.

В руководстве ВОЗ предполагают, что всего к концу следующего года Украина может рассчитывать примерно на 8,340 млн доз вакцин, с помощью которых можно будет вакцинировать от коронавируса около 10% населения страны.

Наиболее сложным в процессе распространения вакцины может оказаться не только определение ее поставщиков и потребителей, но промежуточный этап доставки огромного количества лекарственных препаратов. Перевозчикам нужно будет обеспечить поддержку правильного температурного режима на всех этапах доставки, отвечать за таможенное оформление и техническое состояние транспорта. При перевозке грузов такого типа от этих и других факторов во многом будет зависеть эффективность самой вакцины и, следовательно, жизни миллионов людей.

В связи с этим, вместе с экспертами международной логистической компании Kuehne+Nagel в Украине, рассказываем, какие ключевые проблемы представляет перевозка вакцин от COVID-19 в нашу страну, и почему качественное логистическое сопровождение такого груза — серьезный вызов для любой компании, которая будет отвечать за цепь поставок прививок от коронавируса.


Фото: Kuehne & Nagel

Равнение на производителя

Как объясняют эксперты Kuehne+Nagel в Украина, все особенности доставки вакцины от COVID-19 в первую очередь будут зависеть от производителя и его требований к хранению препарата при перевозке. Ранее в минздраве подтвердили, что ведут переговоры со всеми производителями и точно не будут закупать российскую вакцину от коронавируса. Эксперты ожидают, что ключевыми поставщиками вакцины в Западном мире станут американские фармкомпании Moderna, Pfizer, Johnson&Johnson и NovaVax, китайские CanSinoBio и Sinovac, англо-шведская AstraZeneca, немецкие CureVac и BioNTech.

В общей сложности, эти и другие компании уже получили заказ на поставку более 10 миллиардов доз вакцин от правительств разных стран. Поэтому наиболее вероятными направлениями ввоза вакцин в Украину станут США, Бельгия, Франция, Нидерланды, Германия, Китай, Индия и Великобритания.

Более вероятный игрок для Украины — компания AstraZeneca: температурный режим перевозки вакцины от этой компании соответствует более широким допустимым нормам (от +2°C до +8°C), а заявленный срок хранения препарата — до шести месяцев.

По прогнозом, около 30% от общего количества произведенных в ближайшее время вакцин будут основаны на матричной рибонуклеиновой кислоте мРНК. Для сохранения структуры такого вещества требуется его содержание и транспортировка при температуре от -20°C до -80°C. Обеспечить холодильные установки такой мощности в самолетах крайне сложно, поэтому, ожидается, что большая часть мРНК-вакцин будет использоваться локально и крайне редко перевозиться в другие страны.

Основной пул перевозок вакцин в другие страны составят остальные 70% произведенных препаратов, основанные либо на самом вирусе SARS-CoV-2, либо на его протеинах, либо на вирусном векторе. Такие вакцины все равно требуют хранения и перевозки при температуре от 2 до 8 градусов Цельсия.

Это же касается и Украины: уже известно, что популярные вакцины Pfizer и Moderna не будут массово завозиться на украинский рынок из-за сложности в соблюдении низкого температурного режима (-20°C — -80°C) при их транспортировке и обеспечением огромных объемов сухого льда при хранении препарата.

Более вероятный игрок для Украины — компания AstraZeneca: температурный режим перевозки вакцины от этой компании соответствует более широким допустимым нормам (от +2°C до +8°C), а заявленный срок хранения препарата — до шести месяцев.

Поэтому рассмотрим возможные цепи поставок, которые смогут обеспечить поддержку такой температуры и соответствующие требования.


Фото: Kuehne & Nagel

Первым делом — самолеты

Температурный режим перевозки вакцины AstraZeneca соответствует допустимым нормам сервиса по перевозке вакцин PharmaChain от Kuehne+Nagel. Доказательством успешного выполнения этих норм является недавний контракт на доставку вакцин от COVID-19, который власти земли Северный Рейн-Вестфалия в Германии заключили с Kuehne+Nagel. Предполагается, что дозы вакцины будут доставляться в центральный распределительный центр региона, управляемый Kuehne+Nagel, храниться в температурных отсеках, фасоваться в меньшие упаковки и ежедневно с гарантированным качеством распространяться по 53 центрах вакцинации и других медицинских учреждениях по всему Северному Рейну-Вестфалия.

Как объясняют эксперты по транспортным авиаперевозкам в Kuehne+Nagel, вакцина должна будет перевозиться в специальных термических боксах.

Важно учесть, что на доставку вакцин от производителей в страны-хабы и к конечным потребителям авиатранспортом припадет около 52% произведенных вакцин, что соответствует 65 тыс. тонн зафрахтованного груза, требующего специального температурного режима как на Земле, так и на высоте около 11 км.

Что касается вакцин, которые нужно хранить при температуре (-20°C — -80°C), — это беспрецедентный опыт в истории авиаперевозок, который значительно усложняет все логистические процессы. Эксперты Kuehne+Nagel по услуге PharmaChain заявляют: единицы аэропортов в мире способны принять и обработать такие грузы.

В группу Kuehne+Nagel входит компания QuickSTAT, которая уже более 40 лет специализируется на логистическом сервисе, который спасает человеческие жизни.

Даже для более «простых» вакцин, требующих хранения при +2°C — +8°C, перевозчикам нужно будет обеспечить такую температуру не только в воздухе, но и в огромных складах и хабах, на которых препараты будут находиться до погрузки на автомобильный транспорт, конечного распределения и отправки к дистрибьюторам препарата в разных странах.

В этом смысле, огромное преимущество Kuehne+Nagel — наличие хаба в Бельгии: недавно руководство логистической компании приняло решение о строительстве в этом хабе крупнейшего консолидационного склада с температурным режимом для хранения вакцин от COVID-19. Общая площадь нового склада составляет более 15,5 тыс. кв. м, а внутри него есть специальные лицензированные помещения и отдельные зоны для хранения термолабильных грузов в температурном диапазоне от -20°C до +25°C. При необходимости глубокой заморозки в контейнеры с грузами могут добавлять сухой лед и понижать их температуру до -60°C.

Учитывая граничную способность украинских аэропортов принять грузы такого типа, Бельгия может стать идеальным вариантом для прибытия самолетов с вакцинами для Украины и их дальнейшей перегрузки для автомобильных перевозок в нашу страну.

Также немаловажно отметить, что в группу Kuehne+Nagel входит компания QuickSTAT, которая уже более 40 лет специализируется на логистическом сервисе, который спасает человеческие жизни. Ее фокус — сервис по доставки критически важных мед препаратов и вакцины «от двери до двери»: 32 аэропорта по всему миру оборудованы специально для приема и дальнейшей отправки вакцин. Эти аэропорты расположены рядом с известными производственными предприятиями и конечными пунктами назначения вакцины, и они также могут обеспечить сухой лед, контейнеры, упаковки и т. д.

Перед выпуском коммерческого продукта (в данном случае — вакцины) команда QuickSTAT Kuehne+Nagel также предоставляет логистические услуги на каждом этапе запуска, от доклинических испытаний к испытаниям на последней фазе и распространения вакцины.


Фото: Kuehne & Nagel

Готовим автопарки?

Как и в случае с авиатранспортом, автомобильная перевозка вакцин от коронавируса потребует соблюдения множества международных логистических стандартов и норм по доставке особых грузов. Эти стандарты должны выполняться независимо от того, есть ли у перевозчика собственный автопарк, или он пользуется услугами подрядчиков.

«Рефрижераторный контейнер или полуприцеп рефрижератор класса „С“ могут поддерживать температуру до -25°С», — объясняют эксперты Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП). «Указанная сертификация установлена европейскими правилами перевозки скоропортящихся грузов АТР Europe. Сертификация рефрижераторов происходит в соответствии с нормами АТР, принятых Женевским соглашением 1970 о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и специальных транспортных средств, предназначенных для этих перевозок (СПС)».

В АсМАП заявляют, что все перевозчики вакцин должны будут использовать автомобильные рефрижераторы с усиленной изоляцией кузова, которые соответствуют классу «С» и сохраняют температурный режим внутри полуприцепа от +12°С до -20°С. На территории Украины и стран Европы гарантию соблюдения этих требований обеспечивает соответствующий сертификат АТР — сертификат класса FRC.

Кроме этого, перевозчикам нужно будет учесть максимально допустимое время движения грузового автомобиля: в среднем, два водителя могут легально проехать до 1500 км в течение одного рабочего цикла. Учитывая расстояние от Бельгии до Киева в более 2000 км, очевидно, что для этого рейса понадобится более одного рабочего цикла даже для двоих водителей.

Это в свою очередь, требует правильного распределения груза на каждую ось, наличия у автомобилей «подбрюшного» генератора электроэнергии, обеспечение систем защиты и т. д. Именно поэтому при выборе перевозчика для доставки вакцин от COVID-19 нужно проверить наличие всех необходимых сертификатов и выполнение требований перевозки фармакологических грузов.


Фото: Kuehne & Nagel

Последняя угроза

Наравне с несоблюдением нужного температурного режима, одной из главных угроз при перевозке вакцин остаются проблемы с таможенным оформлением груза по требованиям местных властей, говорит советник по безопасности и основатель RIFT Advisory International, представитель ассоциации ТАРА Илья Смоленцев.

TAPA или Transported Asset Protection Association — это Ассоциация по защите перевозимых грузов, которая обеспечивает выполнение всех требований безопасности грузоперевозок и отвечает за проверки и сертификации различных логистических стандартов.

По словам Смоленцева, в его опыте работы не раз происходили случаи, когда специальный груз попадал под риск потерять свои характеристики и нарушить нормы перевозки от производителя из-за проблем на таможне и выполнений дополнительных требований при пересечении границы.

Даже если относительно самого груза будет действовать упрощенный режим импорта, чрезвычайно важно, чтобы компания-перевозчик была лицензирована по всем стандартам и нормам, а также имела репутацию на рынке. Именно такой компанией и является Кюне + Нагель, которая ежегодно получает актуальные сертификаты TAPA.


Фото: Kuehne & Nagel

«Для потребителей важно, чтобы вакцина была доставлена с соблюдением требований по режиму, без доступа третьих лиц. Это может обеспечить исключительно качественный и легальный перевозчик. Если нет доверия к перевозчику — нет гарантии безопасности вакцины», — объясняет Смоленцев.

Для облегчения процесса оформления лекарственных средств, направленных на предотвращение возникновения и расширения короновирусной болезни на текущий момент, существует соответствующее Постановление КМУ об освобождение от уплаты налогов.

Резюмируя риски, которые связаны с перевозкой препаратов от коронавируса в нашу страну, Илья Смоленцев заявил, что кроме обеспечения нужной температуры и защиты груза от третьих лиц, компаниям перевозчикам нужно будет позаботиться о мгновенном принятии решений для спасения груза в экстренных условиях.

«Гарантировать безопасность вакцины можно только независимым мониторингом от поставщика логистических услуг. Насколько я знаю, у Kuehna+Nagel есть независимый мониторинговый центр, отслеживающий отклонения от заданных параметров», — рассказывает советник по безопасности и основатель RIFT Advisory International. Такой мониторинг можно осуществить с помощью набора датчиков и систем контроля состояния груза. Лидеры рынка используют датчики температуры, влажности, света, движения, GPS-датчик … Используя мобильный интернет и другие каналы связи, провайдер всегда имеет актуальные данные датчиков в реальном времени. Оператор отслеживает отклонения от идеальных показателей и при необходимости принимает необходимые меры. Очень важно, чтобы все случаи отклонения были заранее продуманы и прописаны соответствующие протоколы реагирования.

Среди экстренных методов защиты груза Илья Смоленцев выделяет наличие в транспорте резервуаров с сухим льдом, который может поддерживать необходимую температуру без дополнительных источников энергии на протяжении двух часов. Полезной услугой для конечных пользователей также может быть система track&trace: нечто вроде функции отслеживания состояния груза у частных перевозчиков внутри страны, что позволяет с помощью QR-кода на упаковке проверить цепочку поставки вакцины и ее подлинность.

«Благодаря этому пользователь может убедиться, что продукт, который ему собираются колоть, принадлежит легальному поставщику, и он транспортировался в надлежащих условиях. Технические системы, оборудование транспортных средств, замки, мониторинговые датчики, — все это конкурентное преимущество логистических компаний, которые осуществляют перевозку специальных фармацевтических грузов», — говорит Смоленцев.

Именно поэтому, не только производство вакцины, но и ее надлежащую доставку потребителям нужно доверять исключительно профессионалам. В другом случае — старания тысяч ученых и жизни миллионов людей могут оказаться под угрозой.